В связи с новым праздником Министерство правды увлеченно лепит из все еще мокрой глины народного сознания новую, сильную, уверенную в себе нацию. (Уже, блин, давно лепят-то, а все никак не выходит толком.) С утра показали фильм про то, что есть такая профессия Родину защищать, сейчас показывают про русско-турецкую войну (лучшая, кстати, пока экранизация Акунина), потом будет про Смутное время и «первые выборы» (!), потом – про суд присяжных, и под конец – про СССР, который мы потеряли.
Тут важно вот что.
Искусство, бывает, служит учебником жизни. Кому-то реже, кому-то чаще, кому-то никогда. Так вот, большая часть – наверное, 95 процентов фильмов, снятых во времена Советского союза, на данный момент утратили какое бы то ни было отношение к современным реалиям. У меня есть теория, что это наказание от Господа за то, что кинематографисты служили богопротивному режиму, но я понимаю, что ее многие могут оспорить. А вот что оспорить трудно, так это то, что темы, на которых построены советские фильмы, конфликты, вся почва – почти все испарилось. Смотришь, например, невероятный, мощнейший ром-ком «Весна на Заречной улице» – и все хорошее обрывается на панораме строящегося города – потому что по этой же панораме потом капитан Журов ехал на мотоцикле, да и без капитана Журова любой зритель видел своими глазами заброшенные заводы.
Даже самые популярные советские киногерои, сами по себе прекрасно придуманные и сыгранные персонажи, уже не так сильно работают, потому что окружающее пространство вокруг них уже не работает. Мордюковский управдом из «Бриллиантовой руки», демьяненковский Шурик, Ипполит и Лукашин, Штирлиц – оторваны от настоящего, и чем дальше, тем больше отрываются, как бы Министерство правды не склеивало времена посредством разных старых песен о главном и «Ледниковых периодов», где Аня Семенович танцует на коньках под «Я прошу хоть не надолго» (под другую песню танцевала на самом деле, но не суть).
Какая-то часть военных фильмов сохранила свежесть (и про Великую Отечественную, и про гражданскую – например, «Служили два товарища» – «Я вас помню! Это вы пытали меня в контрразведке!»), какая-то часть совсем лирических произведений вроде фильмов Муратовой и «Долгой счастливой жизни» Шпаликова, би-мувиз вроде «Сумки инкассатора», экранизации вроде михалковского «Обломова» (и то с оговорками). Остальное тухнет и тухнет.
В то время как голливудская классика, наоборот, имеет все связи с современностью. «Гражданин Кейн» – релевантен в случае со всеми нынешними олигархами. «Его девушка Пятница» – про газетную конкуренцию – см. историю с дизайнером Темой Лебедевым, отгонявшим от своей больничной палаты репортеров «Твоего дня». «Это случилось однажды ночью» – про социальный конфликт между беглой наследницей миллионов и бедным журналистом, которому нужно на наследнице заработать – см. любой номер «Айконз» или «Татлера», легко такая история может вырасти.
Так что лучше бы в День народного единства показали «Асфальтовые джунгли» и, например, «Великого диктатора».
Сделать, что ли, из этого поста письмо редактора?