Киноведы часто сетуют на то, что: “Киноведы всё равно не могут ничего определить, и насчёт времени это тоже всё относительно. Для одного времени шедевр. Для другого дрянь. Потом опять шедевр. Потом опять дрянь. И так до бесконечности”. Они сетует, что он долго не могу понять, зачем пишутся рецензии. МЕЖДУ ТЕМ ОТВЕТ – ОЧЕВИДЕН, ОНИ ПИШУТСЯ ПОТОМУ, ЧТО
Я уже писал об этом и сейчас вынужден повторить
Потому, что кинокритика как и любая критика вообще есть способ осмысления действительности. Это почти физиологическая потребность человеческого организма и истребить ее нельзя. Кинокритика начинается уже на ступеньках кинотеатра. Невозможно всем до одного зрителям отсидеть сеанс и молча разбежаться по домам. Многим захочется поделится увиденным. Даже случись
Данное правило относится не только к кинокритике, а вообще ко всякой критике. Мнения высказываются, некоторые принимают печатную форму. “Дискурс” начинается с обмена репликами, а заканчивается диссертациями. Критика идет от простого к сложному. Например, начинается все тем, что Ксения говорит Кристине, что у Володи – маленький пенис, а заканчивается статей в журнале “Работница”, или, к примеру, муж вернулся из отпуска на Кирибати и рассказал, что у него случился диарея, а заканчивается этот дискурс очерком в журнале “Вокруг Света”. Несмотря на публичное презрение к кинокритикам читатели их не переводятся. Среди самых первых и жадных кинорежиссеры, как это ни покажется странно.
В эпоху Интернета “кинокритика” живет стихийно, а рецензии появляются буквально Ex Nihil как мыши из кучи грязного тряпья. Тут и односложные комментарии на блогах, и связные тексты на специализированных форумах, например: Ilovecinema, киносообществах ЖЖ, IMDB, Exler.ru. Появляются полупрофессиональные сайты Ruskino, KinoRu, KinoKm.Ru, где авторы получают гонорары за свои тексты. Про печатные издания и говорить не приходится. От века кинопроцесс получал отражение в колонке “Искусство” в почти всех газетах и журналах. Исчезают и появляются телеперадчи: “Кинопанорама” “Закрытый показ”, “Магия кино”. У каждой формы кинокритики находится свой читатель, зритель и писатель. Венчает все это разнообразие полностью профессиональные специализированные издания такие как “Киноведческие записки”, “Искусство кино”, “Сеанс” (речь идет о России). Все они сейчас имеют свои электронные версии. Совершенно очевидно, что, если бы это никому не было нужно, то кинокритика бы тотчас умерла, но этого не происходит.
Можно резонно возразить, что не стоит сваливать в одну кучу “честных синефилов”, пишущих о кино, и “продажных кинокритиков”. Стоит.
На самом деле, фундаментальной разницы между ними нет. В главном они пересекаются. И тот, и другой занимаются осмыслением кино в письменной форме, и тот, и другой человеки. Более того, иной “простой зритель” пишет кинорецензии со скоростью пулемета, аккуратно скирдуя их на первой странице своего “ЖеЖе”. Но, если ты назовешь его, не дай Бог, “кинокритиком”, он и в морду дать может.
Сплошь и рядом рецензии “простых ребят” начинаются волшебными словами: “Я не кинокритик, но…”. Это похоже на высказывния “Я не простиутка, но …”
Ага, честная давалка.
Лицемерие это, господа, за которым маячит желание отмежеваться от негативной коннотации слова “кинокритик”. Вот “киновед”, “кинообозреватель” – это да, а, лучше всего, “простой кинозритель”. Я не имею ничего против “честных давалок”, “куртизанок”, или “просто любвеобильных фемин”, я обеими руками “за”, но давайте не будем лицемерить.
Разумеется, между жрицами любви, кинокритиками, с одной стороны, и страстными феминами, плодовитыми “простыми зрителями” есть гносеологическая разница, но есть и онтологическая ОБЩНОСТЬ. И те, и другие удовлетворяют свой интерес к письму, и, в,
В этом и заключается смысл и предназначение любого пишущего о кино человека, будь он киновед, бульдозерист или “честный кинообозреватель”. Спрос этот – огромен, каждую минуту в Интернете, на форумах и ЖЖ появляются десятки текстов о кино и сотни комментариев в этим текстам. Сильно отстают в этом смысле бумажные журналы, но их тоже становится все больше, как лет 15 назад становилось все больше журналов об автомобилях.
Почему тысячи людей не удовлетворяются просто просмотром фильмов, но желают пережевывать увиденное в письменной форме? Быть может, так они ищут
А чем же тогда, отличается “кинокритик от “простого кинозрителя”, пишущего о кино? В главном не отличается, отличается во второстепенном. Нет четкой границы, отделяющей хорошо насмотренных и хорошо пишущих зрителей от кинокритиков. Просто
Требовать, чтобы кинокритик влиял на вкусы кинозрителей, чтобы читатели говорили “ВАУ” с придыханием после прочтения рецензии, чтобы мнение кинокритика возобладало над мнением простого зрителя – желать слишком многого. (Это труднодостижимая, но все же выполнимая задача. Мы не можем сказать, что НИКТО не меняет своего мнения о фильме, прочитав рецензию. Таких случаев – исчезающе мало, но они есть).
Поэтому задача человека, пишущего о кино не исторгать с корнем киноманскую кривду, и сеять киноведческую правду, а удовлетворять спрос на тексты о кино. Чем лучше человек знает, предмет, тем лучше (как правило) он удовлетворят спрос. Впрочем, важно не только “знать кино”, но и “умение писать о нем забористо”. Ведь, знание предмета, включает в себя и умение вкусно писать. (Хотя, в этом правиле, есть, конечно, исключения. Черезчур хорошо “знать предмет” – иногда вредно. Читатели не поймут. Или поймут, но поздно)
Многие прочтут рецензию и пошлют автора на три веселых буквы. Это – хорошо. Человек удовлетворил свой спрос. Сориенетировался в пространстве. Нашел
Не претендуя на объективность, я напишу о своих любимых кинокритиках. Мнение мое сугубо субъективное и, наверняка, не совсем несправедливое, и даже обидное. Я вызваю к их снисходительности.