По договоренности с фестивалем «Флаэртиана» мы начинаем серию публикаций, ему посвященных, за не нашим авторством.
Начнем с начала. Режиссер Роберт Флаэрти – один из основоположников документального кино. В 1922 году увидел свет его первый фильм «Нанук с Севера», в котором он показал эскимосов «не глазами цивилизованного человека, а так, как они сами себя видят». В общей сложности Флаэрти прожил бок о бок с северными жителями больше года. За это время эскимосы перестали обращать внимание на камеру, и режиссеру удалось осуществить свою задумку – зафиксировать естественное поведение героев.
Когда «Нанук с Севера» вышел в прокат, общественность приняла картину на «ура». Популярность дебютной работы Флаэрти была настолько велика, что в Европе начали выпускать мороженое «Нанук», а в СССР – «Эскимо». К сожалению, главный герой фильма, эскимос Нанук так и не узнал о своей мировой славе – он погиб от голода в ледяной пустыне незадолго до премьеры.
Громадный успех «Нанука с севера» определил развитие документального кино во всем мире и оказал большое влияние на кинематографистов всех стран, в том числе и СССР, хотя в Союзе и был свой законодатель
В 1995 году пермский режиссер Павел Печенкин и его
Собственно, та, первая «Флаэртиана» задала тон всем последующим – фестиваль рос вширь и вглубь, становясь интереснее, сильнее и престижнее, но его изначальная концепция, связанная с опорой на теорию кино, осталась неизменной.
В 2006 году, когда Пермь была «назначена» «культурной столицей Поволжья», у оргкомитета появилась возможность сделать настоящий международный фестиваль – именно в этом формате «Флаэртиана» и продолжает свое существование.