Одну из информационных программ VIII Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» сформировали студенты.
В Перми до сих пор не было профессионального кинематографического образования. Лишь этой осенью на базе Пермского государственного института искусства и культуры должна появиться новая специальность – «Кино и видеотворчество». Курс себе набирает режиссер Павел Печенкин, как это и положено в творческих институтах.
Однако знакомство с историей мирового кинематографа в Перми происходило и прежде. В частности, программный директор НП «Пермская синематека» Анна Сидякина на протяжении нескольких лет преподает основы кинематографической летописи студентам кафедры журналистики Пермского государственного университета (ПГУ). Год от года увеличивается число молодых людей, изъявляющих желание писать научные курсовые работы на темы кино. В последнее время стали появляться и выпускные дипломные сочинения, посвященные новым тенденциям в кинематографе.
В преддверии
В общей сложности студентки ПГУ Ольга Ершова, Екатерина Трапезникова и Ирина Березина просмотрели более 50 картин. Начали в апреле – закончили лишь к концу июля. В программу «Свежий взгляд», которая будет представлена на суд зрителей, вошло шесть фильмов. По словам Ольги Ершовой, первоначально название «Свежий взгляд» было рабочим. Но потом его решили оставить. Оправданно ли?
По наблюдениям Анны Сидякиной, нынешняя конкурсная программа фестиваля «Флаэртиана» в целом отличается новым, свежим взглядом. «Изменилась сама концепция взгляда документалистов. Много фильмов, снятых не то чтобы любителями, но непрофессиональными режиссерами о самих себе», говорит она.
С точки зрения программного директора «Пермской синематеки», для нынешней «Флаэртианы» достаточно типичен фильм «Свадьба для чайников» (Эстония) режиссера Владимира Логинова. Хотя он и представлен не в конкурсе, а в информационной программе «Чудо семьи». В этой картине Владимир и его любимая девушка Татьяна готовятся к свадьбе. Все, что происходит с ними в течение десяти дней накануне этого события, они снимают на любительскую камеру. Фильм от начала и до конца сделан самими героями – наблюдения со стороны нет.
Другой пример – фильм Михаэля Ноэра «Вестербро» (Дания), попавший в конкурсную программу. Он снят аналогичным образом, но смонтирован уже с помощью профессионального режиссера. Молодые герои документального фильма так же, как авторы (они же герои) предыдущей ленты, снимают на камеру свои отношения: переживания, размолвки, моменты согласия. Но есть различия: если в «Свадьбе для чайников», присутствует самоирония, то для этой картины характерен напряженный драматизм. В «Вестербро» есть эпизод, когда девушка делает аборт, и получается, что он происходит как бы в режиме
Эффект в том, что мы переживаем вместе с героями. Это делает фильм очень интимным, открытым, возможно, даже шокирующим. Но, на мой взгляд, авторы не переходят этической грани. Нет ощущения, что ты присутствуешь прикаком-то постыдном действии, подчеркивает Анна Сидякина.
Поскольку студенткам пришлось набирать репертуар для своей информационной программы из того, что не вошло в номинации, их задача усложнилась. Им предстояло продемонстрировать оригинальный взгляд, параллельный выбору членов жюри, которые уже отметили самые сочные новинки. Но девушки сохранили свою независимость и положились на собственный вкус и интуицию.
Мы составляли список по нескольким принципам, выдает «секреты» Ольга Ершова. – Первый: фильмы, которые нам, так или иначе, понравились. Второй: фильмы странные, то есть такие, в которых герои – люди неординарные, быть может, даже шизофреники. Один такой фильм в итоге попал в наш список.
Речь о фильме «В реальности» (Франция) режиссера Изабель Ершофф. В аннотации к этой картине можно прочитать:
Те ли мы, кем себя представляем? Как примирить наш выдуманный мир с реальностью?Жан-Люк с ностальгией вспоминает свои шизофренические расстройства и рассказывает свою историю.
Кроме того, студентки выбирали картины, в которых делается акцент на людях и фактах, связанных с борьбой: со страхами, обманом, нечто таким, что может трактоваться как образ Чужого, и прочим.
Вся наша жизнь проходит в борьбе, потому что окружающий мир не всегда так дружелюбен к нам, как хотелось бы. Именно поэтому приходится менять его, бороться с ним. Но из этой битвы обновлённым выходит и сам человек. Борьба важна для всех – не важно, молод ты или уже опытен. Борьба – это неотъемлемая часть характера любого человека, который хочетчего-то добиться в жизни, объясняет свой выбор и выбор своих коллег Ольга Ершова.
К слову, борьба и кино нынче символично скованы цепями тех студентов, которые 40 лет назад приковывали себя к воротам Французской синематеки, демонстрируя таким образом свою солидарность с ее директором Анри Ланглуа, которому грозило увольнение. Для тех
Наконец, девушки брали на заметку документальные ленты, которые, по их впечатлениям, будут смотреться на одном дыхании. А также те, после которых у зрителя не останется ощущения «груза ответственности
Студенчество – это, по сути, целевая аудитория «Флаэртианы». Думаю, молодые люди оценят «Свежий взгляд», объединенный концепцией преодоления себя. Нынешняя фестивальная программа в целом очень живая, во многом, ориентированная на диалог. Она энергичная, упругая, с обилием откровенных моментов, которые, я повторюсь, при этом не переходят за грань этического, резюмирует Анна Сидякина.
Наталья ОВЧИННИКОВА