Третий выпуск «Цитат из Орсона Уэллса по понедельникам» посвящен вот чему. В четверг на экраны страны выходят «Солдаты неудачи», комедия режиссера Бена Стиллера, фильм про группу актеров, которые должны играть в драме про вьетнамскую войну, и которых по ужесточенной системе Станиславского, всучив винтовки с холостыми патронами, забрасывают в настоящие джунгли к настоящим наркоторговцам с настоящими автоматами Калашникова.
Это одна из лучших комедий года, очень умный и наблюдательный фильм. Миллион очень смешных деталей. Когда будете смотреть, обратите внимание, например, на фразу про мох, растущий с обеих сторон дерева. Если вам заранее не сказать про эту фразу, вы ее даже и не заметите, а ведь фраза настолько точная и настолько к месту, как, например, любая строчка в «Евгении Онегине».
Интересен тот факт, что Стиллер, сам в первую очередь актер, когда садится в режиссерское кресло, ничуть не отводит себе-актеру самые выгодные сцены. Наоборот – каждому из личного состава дает побенефисить. Какой крутой в «Солдатах» Роберт Дауни-младший – такие крутые редко бывают! – он даже через презерватив русского дубляжа крутой (дубляж, впрочем, хороший, несмотря ни на что). Роль Тома Круза западные СМИ называют career-saving performance – «карьероспасательное исполнение». Все прекрасны: Джек Блэк, Стив Куган, апатовские актеры Джей Барухель и Билл Хедер, сам Стиллер, Мэттью Макконахи.
Орсон Уэллс тоже считал себя в первую очередь актером. И придерживался точки зрения, что актер – центральный персонаж кинопроцесса, а вовсе не режиссер, сценарист или кто-либо еще. Он говорил Питеру Богдановичу следующее:
ОРСОН УЭЛЛС: Есть такие крутые режиссеры, которые настолько крутые, что актеры смотрят им в рот и ходят по струнке. Но мне всегда казалось, что работа режиссера слегка переоценена. Режиссер должен думать о себе как о слуге актеров и слуге сценария – даже если он сам написал сценарий. Самое важное и интересное, это что сделают актеры – а не чтобы актеры сделали то, что вы от них хотите. Задача в том, чтобы выяснить, что они хотят сделать, и позволить им это сделать. И режиссер должен искренне этого хотеть, а не притворяться. Режиссер должен заставить актера почувствовать, что тот лучше, чем на самом деле. Это главная задача.
ПИТЕР БОГДАНОВИЧ: Дать актеру уверенность в себе?
ОРСОН УЭЛЛС: Более того – чтобы актер почувствовал себя самонадеянно. Чтобы он подумал, что он делает больше, чем способен.