Коллега В.З. уже на японский мульт переключился. а я с опозданием констатирую, что восторги его по поводу «Темного рыцаря» разделить не могу. Пытаюсь разделить, делю-делю-делю, и не получается. Нет, то, что у режиссера Кристофера Нолана фамилия не Бекмамбетов и звать его не Тимуром, ясно через три кадра. Но это же унизительно для Нолана было бы - хвалить его за такое показательное отличие. Он умеет извлекать мрак из простых с виду вещей и простыми с виду способами, он - режиссер не по формулировке в гонорарной ведомости, а по делу. Это понятно, проехали. Но у фильма определьно драматургическая каша во рту. И он высасывает соки не только закрученной воронкой полнейшего мрака, но и необходимостью копошиться в дурных подробностях фабулы. Какие-то мафиоозные деньги, какие-то вязкие беседы - в первой части - про демократию и республиканство. Столпотворение персонажей с мертвым Бэтменом-Бэйлом во главе. А потом история приобретает разновекторынй характер, как будто авторам по делу срочно в разные стороны захотелось побегать. И про одно рассказать, и про второе не забыть, и про тридцать второе. Что за срочность такая? Нолану пригрозили, что больше к камере не подпустят, и дали последнюю возможность выговориться по разным вопросам, которые теребят его душу? Умение отказать себе - это тоже режиссура. Даже не тоже, а в одну из первых очередей. Безусловен в этом кино только Леджер. Это, на мой вкус, крайне круто. Тут просятся на язык и на клавиатуру трюизмы вроде «так играют последнюю роль». Но ведь это правда, именно так ее и играют. Совершенно наркотический способ существования, где все - от прилипшей ко лбу пряди до мелко вздрагивающего во рту языка - нацелено на убийство зрителя в самое сердце. У нас в журнале главред английского EMPIRE осторожно замечает: «нельзя сказать, что Леджер украл у Бэйла фильм, но...» Какие но? Почему нельзя сказать, когда только это и можно сказать? Украл, спер, стырил, но с собой не унес - с нами поделился. Вот сюжет: перед смертью обычный актер превращается в актерище. Это интереснее. чем окружной прокурос, потерявший полморды. Кстати, жаль, что окружного зовут не Эштоном. Тогда бы письмо зазря погибшей круглолицей дурочки смешнее звучало: «Дорогой Брюс, я полюбила Эштона...» Но это так, к слову. чтоб пафос сбить.