В минувшую субботу, 19 июля, мы с Аленой посетили два вроде бы совершенно не связанных мероприятия: повторный поход на новый пиксаровский шедевр «ВАЛЛ*И» и… поэтический вечер в музее Владимира Маяковского, посвященный 115−летию со дня рождения поэта.
Но то ли такова сила мультипликационной истории о маленьком роботе, то ли это магия слова Маяковского, но эти два события вдруг начали во мне перекликаться:
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
(Маяковский, «Облако в штанах», 1914−15)
Лирический герой, одинокий, «бронзовый»,
Картины разрушенного города будущего, потрясающие воображение в мультфильме, невольно начали напоминать описание возвращения лирического героя Маяковского на Землю через тысячи лет в поэме «Человек»:
Здесь город был.
Бессмысленный город,
выпутанный в дымы трубного леса.
В этом самом городе
скоро
ночи начнутся,
остекленелые,
белесые.
(Маяковский, «Человек», 1916−17)
И там же:
Кто схватит улиц рвущийся вымах!
Кто может распутать тоннелей подкопы!
Кто их остановит,
по воздуху
в дымах
аэропланами буравящих копоть!
Ну, а путешествие ВАЛЛ*И в космосе? Как вам это:
То перекинусь радугой,
то хвост завью кометою.
Чего пошел играть дугой?
Какую жуть в кайме таю?
Показываю
мирам
номера
невероятной скорости.
Дух
бездомный давно
полон дум о давних
днях.
Земных полушарий горсти
вижу
лежат города в них.
(Маяковский, «Человек», 1916−17)
Раз уж мы заговорили о Маяковском, то стоит вспомнить, что в истории российского кино он тоже сыграл свою роль – в немом фильме «Барышня и Хулиган» 1918 года он выступил в качестве автора сценария и исполнил главную роль (между прочим, этот фильм есть в IMDB с оценкой 7,8!)
«Барышня и хулиган», 1918
Помимо поэзии, его графические работы широко используются в современном дизайне и рекламы. Серия графических плакатов для ВАЛЛ*И мне, например, очень напомнила стиль Маяковского времен «Окон РОСТА»
Футуристические плакаты
и графика плакатов 20−х годов
Ну, а закончим наши виртуальные параллели стихотворением
По морям, играя, носится
с миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
к миноносцу миноносочка.
И конца б не довелось ему,
благодушью миноносьему.
(сцены полета ВАЛЛ*И и Евы в космосе у корабля «Аксиома»)
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
впился в спину миноносочки.
Как взревет медноголосина:«Р-р-р-астакая миноносина!»
(На «Аксиоме» воют сирены – «Дефектные роботы! Дефектные роботы!»)
Прямо ль, влево ль, вправо ль бросится,
а сбежала миноносица.
Но ударить удалось ему
по ребру по миноносьему.
(Ева спаслась, а вот ВАЛЛ*И изрядно досталось…)
Плач и вой морями носится:
овдовела миноносица.
И чего это несносен нам
мир в семействе миноносином?
(Ева пытается оживить ВАЛЛ*И…)
«Льнет, как будто к меду осочка, к миноносцу миноносочка
»
Вот такие ВАЛЛьные интерпретации в день 115−летия Владимира Маяковского!