твой собственный блог
удобство пользования
прикрепление фото и файлов
абсолютно бесплатно

Чтобы создать свой блог или написать в существующий, необходимо войти или зарегистрироваться
Файлы Фото Знакомства Чат
Дневники Блоги Развлечения Кино
   
 

Джейсон Стэтам

14.08 15:55 оставить комментарий

Печально, но факт: Голливуд перестал снимать фильмы о том, как простой парень спасает мир. Мужики в синих трикушках и красных плащах, равно как с зелеными и красными рожами, не в счет. Не знаю, что тому виной — может быть, горящие башни-близнецы — но Фабрика грез словно уловила коллективное бессознательное: бойскауты вымерли, теперь нас может спасти только чудо с планеты Криптон. И вот старички, которые стояли у истоков жанра «я простой налогоплательщик и я надеру вам задницу», выдали по последней порции ностальгического экшен-карнавала и ушли от этой темы на заслуженный отдых. Смены им, увы, не видать. Не знаю, кому как, а мне это кажется огромной потерей. Ну, в самом деле, кто может танцевать джигу на крыше в спасенном городе с такой неподражаемой грацией, как Брюс Уиллис? Кто может так виртуозно добавить щепотку иронии в железно-кровавый коктейль «Рэмбо», как Сильвестр Сталлоне? Кто в силах прыгнуть выше головы с потрясающей фирменной ухмылкой на лице, как Харрисон Форд? Ах, друзья мои, мир изменился, и не в лучшую сторону… хотя появилось в этой обрывающейся цепи еще одно неслабое звено.

Лысый. Тощий. Угрюмый. С вечно небритой рожей и кривым ртом. Бывший торговец «левым» товаром, бывший пловец, бывшая модель. Когда этот парень возникает на экране, сразу ясно – сейчас он будет кого-нибудь бить, возможно, даже ногами. Не факт, что его жертвами будут злодеи, ибо такую фактуру Господь явно не предназначал для Воинов Света. Но Джейсону Стэтаму повезло – его первые роли были ролями не мерзавцев, а симпатичных жуликов.

Когда Гай Ритчи взялся снимать «Карты, деньги, два ствола», ему понадобился человек, который был бы совершенно очевидно криминален и при этом обаятелен. Он нашел ближе, чем искал. Владелец марки модной одежды French Connection (по совместительству – главный спонсор фильма) предложил ему взять на какую-нибудь роль мрачноватого «моделя», который участвовал в рекламной кампании фирмы. Как впоследствии рассказывал Джейсон, Ритчи попросил «продать» ему что-нибудь – и Стэтам, который с 9 лет зарабатывал тем, что вместе с братом впаривал доверчивым простакам поддельный парфюм и золото, с этой задачей блестяще справился. Роль, хотя и небольшую, он получил без проблем, да и сыграл ее легко.

Таким вещам не учат в драматической школе. Ему (Ритчи) очень повезло в том, что он дал мне шанс исполнить одну из ролей — роль уличного мошенника. Мне играть-то не пришлось.

Фильм снискал любовь публики. Режиссер, родивший одну из лучших черных криминальных комедий, решил не останавливаться на достигнутом и в 2000 году отвалил зрителям «Большой Куш». На этот раз Стэтам играл Турецкого, от имени которого и рассказывается умопомрачительная история. Ему повезло дважды: во-первых, роль, изначально написанная как совсем второстепенная, разрослась в процессе, а во-вторых, в этом капустнике фактически на равных работали почти никому не известные актеры, вроде Стэтама, и звезды, вроде Брэда Пита. Фильм вновь попал «в яблочко» зрительских симпатий. Не сказать, что с этого момента на Джейсона ливнем посыпались предложения. Тем не менее, в течение двух последующих лет он снялся в четырех фильмах, из которых самый, пожалуй, известный — «Костолом» (2001 год).

— Он убил 26 человек голыми руками.
— Черт, может, и мне заняться каратэ?
— Он убил 26 человек голыми руками до того, как занялся каратэ.

Римейк «Последнего ярда», конечно, был бенефисом другого очаровашки из команды Гая Ритчи, Винни Джонса, но и Стэтам запомнился нам, грешным, в очередной своеобразной роли. Монаха, полного психа с прекрасным рельефным торсом, разум которого несколько просветляется под благодатным воздействием футбола, можно назвать обобщенным и упрощенным вариантом экранного имиджа актера: брутальный, пластичный, жестокий, талантливый, забавный и совершенно ненормальный. Тем удивительнее, что образ, который прославил Джейсона Стэтама на весь мир, был совсем другим.

С Люком Бессонном его свел менеджер Стивен Чэсмен, который уже работал со знаменитым режиссером. Что называется, звезды сошлись: Джейсону очень нравились фильмы Бессонна, а Бессону очень понравился Джейсон. Впечатление, которое он произвел на режиссера, было таково, что Люк Бессон вместе с Марком Кэйменом сваяли специально под 30−летнего англичанина сценарий «Перевозчика».

В Джейсоне есть то, что не хватает большинству героев боевиков: человечность и порядочность, которые проступают в его герое при всей его твёрдости и мужественности. Когда я наблюдал за Джейсоном в фильмах Гая Ритчи, я сразу заметил, что Джейсон умеет очень выразительно и долго молчать. И именно поэтому вы не можете оторвать от него глаз.

Это слова Кэймена, и ему не откажешь в проницательности. Сценарий получился, честно говоря, довольно бредовый – но это неважно. Когда киногерой появляется из хаоса замыслов, ему нужен человек, который мог бы его воплотить, актер, который бы слился с ним идеально, превратив из картона и чернил в плоть и кровь. Фрэнк Мартин, сдержанный, хладнокровный и в то же время несомненно эмоциональный, отличался не только от всех персонажей, которых Стэтам играл до сих пор. Он был не похож на любого из тех, кто доселе являлся спасать кого-то от чего-либо. В нем была мощь и грация, спокойствие и ирония, целеустремленность и оригинальность. Он был достаточно прост, чтобы его полюбить, и достаточно сложен, чтобы не разочаровать. Наконец, он был просто скромный мужик, от которого никто не ожидал фейерверка, не так ли? Джейсон дал Фрэнку Мартину пристанище в мире между грезами и реальностью, который мы зовем кинематографом, и наверно, только он мог это сделать. В тот день, когда «Перевозчик» вышел на экраны, зритель обрел нового героя боевика. А Стэтам – новую армию поклонников и, конечно, поклонниц.

В «Перевозчике» Джейсон оказался задействован по полной программе. Наконец-то ему пригодилась отличная физическая форма профессионального пловца, который к тому же много лет занимался боевыми искусствами. Зритель имел возможность любоваться не только его действительно выразительным лицом, но и тренированным телом. А также тем, что актер может вытворять при помощи этого тела. Некоторые трюки давались Стэтаму нелегко, каждый цент из заплаченного гонорара в чудовищную для него сумму 750 тысяч долларов добывался тяжелым трудом. Но все, что он делал – он делал отлично и только сам. Дублеры всегда были ниже достоинства этого упорного парня с лондонских улиц.

Зачем другие люди будут делать то, что я могу сделать сам? Конечно, я делаю только те вещи, в которых я компетентен. Например, если мне нужно… дайте-ка приведу что-нибудь в пример… даже не знаю… Если нужно проехать верхом, например, и если я понимаю, что не смогу сделать это хорошо, тогда это будет делать дублер.

После фильма Бессона режиссеры обращают внимание на Стэтама. В 2004 году он наконец сыграл профессионального злодея, жестокого бандита — в «Сотовом», двухчасовом рекламном ролике «Nokia»… Его роли в этот период, в общем, разные (если вы хотите увидеть непривычного Джейсона, рекомендую малобюджетный «Лондон»), но ни одна из них не была «громкой». Может быть, от того, что в сознании зрителей актер был намертво связан со своим «альтер-эго» в костюме гробовщика и на шикарной тачке, хотя второй «Перевозчик», вышедший на экраны в 2005 году, по непонятным мне до сих пор причинам не повторил успеха первой части. В этом же 2005 году с треском проваливается в прокате «Револьвер», новый фильм Ритчи. Крепкая игра актеров не может спасти кино английского Тарантино, который вдруг начал страдать печальными галлюцинациями вместо веселых. Наблюдать это было довольно грустно. Но вот наступил год 2006, и на нежные темечки жителей этого мира опустилась кувалда «Адреналина».

Когда я впервые увидел сценарий фильма, я просто сказал: «Они ни за что это не снимут. Сценарий слишком сумасшедший!» Мне казалось, что никто не решится это снимать. Для того чтобы начать работать над такой картиной, надо быть настоящим камикадзе!

О да. Разумеется. Но Марк Нэвелдин и Брайан Тэйлор и были камикадзе. Они были, как показала практика, двумя совершенно ненормальными типами, и для компании им нужен был третий. А поскольку безумие остается частью актерского имиджа Стэтама, то никого иного в роли Чева Челиоса они и не мыслили. Уговоры были недолгими: по признанию Джейсона, он просто «купился на все это, как ребенок». Встретились три одиночества – и завертелась безумная карусель. Актеру пришлось выложиться по полной. Камеры на площадке никогда не выключались, чтобы он не расслаблялся, Стэтам не останавливался практически ни на минуту и литрами пил энергетические напитки. Результатом стал боевик, переполненный потрясающим экшеном и обалденным черным юмором. А зрители получили нового героя, на этот раз с темной стороны Луны — наемного убийцу, который борется не за мир во всем мире, а за собственную жизнь, и делает это с такой энергией, яростью и вдохновением, что хочется аплодировать очередному его безумству. Добавьте к этому его чудесное долготерпение и несомненную, хотя и весьма брутальную любовь к подружке-блондинке (кстати, Эмми Смарт стала несомненным украшением картины) — и вы поймете, почему фильм имел такой успех, а Джейсон Стэтам поднял свой рейтинг еще на несколько пунктов.

После «Адреналина» за ним окончательно закрепилась репутация идеального актера для боевика. А Стэтам задумывается о том, что было бы неплохо сыграть уже наконец какого-нибудь хорошего парня, который дарит девушке цветы и выгуливает ее собачку без разрушительных последствий. Но увы, не судьба. Его ждет «Война», где Джейсон сыграл жесткого полицейского Джека Кроуфорда. Снятый в манере недорогих японских боевиков, фильм разочаровал многих, хотя это, по-моему, одна из самых удачных ролей Стэтама, которому удалось совместить жестокость крутого парня с болью, а ярость – с печалью. Конечно, порадовал файтинг: все-таки бой между двумя такими мастерами, как Стэтэм и Ли, не может оставить равнодушным любителя боевиков. И если вы спросите меня, чего не хватило этому фильму для успеха, я отвечу – пяти грамм юмора. Видимо, создатели не ко времени и не по делу вспомнили слова злодея из второго «Перевозчика» (чем все кончилось для бедняги, вы помните).

— Такой юмор в ваших кругах?
— В наших кругах, мой друг, для дела юмор не требуется. Жестокость – да, способность причинять боль – несомненно, налет психопатии и аморальности, слепое повиновение – вот что требуется. Но не юмор.

Зато в фильмах Уве Болла юмора всегда было более чем достаточно. Этот почтенный джентльмен обладает редким даром снимать серьезный фильм, над которым зрители ржут до колик. Его очередное творение «Во имя короля: история осады подземелий» исключением не стал, в том числе и благодаря Стэтаму. Когда он в коричневых лохмотьях под идиллическую музыку собирает плоды земли, хочется смеяться и плакать одновременно. Слава богу, в этом кошмарном фильме достаточно боевых сцен, которые сняты как следует, а не как обычно. Наблюдать, как Джейсон карет врагов всем, что под руку подвернется – довольно приятно занятие. Впрочем, как всегда.

На сегодня последняя его роль — Тэрри Лэйзер, торговец подержанными автомобилями и главарь банды в «Ограблении на Бэйкер-стрит». Этот английский фильм лишний раз демонстрирует, что мечта Джейсона сыграть лирического героя происходит не от самоуверенности, а от осознания своих истинных возможностей. Тэрри не безмозглый громила и не самоуверенный герой. Он отец семейства, любящий муж, грабитель-неудачник, которому чудовищно повезло. Когда герой Стэтама неловок, растерян, ненаходчив, когда виновато смотрит глазами побитой собаки на жену, когда в отчаянии мечется на вокзале — ему веришь. Хотя, конечно, и тут Джейсону пришлось приложить пару негодяев лбом об стену, но уже в самом конце, совершенно неэффектно, зато к общей радости зала. Сколько ж терпеть-то можно, в самом деле…

Всякий раз, когда я нахожу какой-либо фильм без драк, они всегда прописывают в нем боевую сцену. Первое что приходит тебе на ум это: «О Боже, я никогда не сожму больше свой кулак». Но, проведя две недели на съемочной площадке, ты говоришь себе — «О’кей, раз есть эта сцена, то ты просто задашь ему». Так что это всегда было и будет в любых картинах.

Недавно он заявил, что не хотел бы до 60 лет играть в боевиках, чтобы не разочаровывать зрителя. Но пока других ролей у него не предвидится. В конце концов, такой талант к экшену тоже на дороге не валяется! В планах третья часть «Перевозчика» и вторая – «Адреналина». Сейчас Джейсон Стэтам заканчивает работу в фильме «Смертельные гонки 2000», римейке картины с Сильвестром Сталлоне. Кстати, Слай как-то сказал, что перевозчик Фрэнк Мартин мог бы стать отличным наследником после Джона Рэмбо. Стэтам был польщен: великий человек знает, кто он такой! Но самая великая мечта Джейсона – сыграть когда-нибудь Джеймса Бонда.

Почему бы и нет? Я всегда мечтал об этом, как ребенок. Наверное, вы скажете, что мне больше по вкусу пинта пива в большой кружке, чем смешанное мартини, но нет ничего невозможного. А может быть, Бонду пора сменить имидж?!

И знаете что? Я двумя руками за. Кто б еще уговорил продюсеров бесконечной бондианы… но, в конце концов, и Питер Джексон не всю жизнь снимал фильмы про эльфов.

оставить комментарий оригинал статьи

Другие посты из Фильмы, новые рецензии кино.

 

Сервис и хостинг блогов FindBlog.ru. В случае обнаружения ошибок на сайте просим обращаться в администрацию.
Тел: (812)317-86-14
E-mail:
ICQ: 272208076