Красавица и чудовище, 1991 год
В прошлый четверг мы смотрели сказку Диснея. Предложил и принёс мультфильм я, соответственно мне же и пришлось его защищать.
Мультфильм отличный, по мне так, один из лучших. Уже не первый раз его пересматриваю и вновь получаю массу удовольствия. Прекрасная анимация, хорошо проработанные персонажи, незабываемые мелодии и сюжет на вечную тему вместе дали такую колоссальную отдачу, такую, что мультипликационное творение было даже выдвинуто на Оскар в категории Лучший Фильм, что было первым и единственным случаем в истории премии.
Зачарованный замок… он всегда будет для меня притягательным. Особенно его темные стороны и тайны.
Однако не всем по душе творения Диснея и студии. Можно плеваться, уповая на избыток сахара. Большинство возражений стояли именно на этих основаниях. Сегодня, как ни странно, гораздо легче убедить человека, что серьёзный смысл заложен в кровавом мясном боевике, чем добиться того же на примере мультипликационной сказки. А ведь всё это только форма и особый язык, которым настоящий художник и автор может изложить всё, что угодно.
Пролог:
Однажды зимней ночью в замок пришла старая нищенка и предложила принцу всего только розу в обмен за приют и спасение от жестокой стужи.
Её изможденный вид вызвал брезгливость принца и, посмеявшись над подарком, он выгнал старую женщину.
Она предостерегла его, что внешний вид обманчив, поскольку красота скрыта внутри.
Но он снова посеялся над ней. И тогда безобразная старуха исчезла, а вместо него перед ним возникла красивая колдунья. Принц попытался извиниться, но было поздно. Колдунья поняла, что в его сердце нет любви.
В наказание она превратила его в отвратительное чудовище, а на замок и всех его обитателей наложила могущественное заклятие.
Стыдясь своего уродливого вида, чудовище спряталось в замке, а единственным окном во внешний мир для него стало волшебное зеркало. Роза, которую ему предлагала колдунья, оказалась волшебной и должна была цвести до того дня, когда ему исполнится 21 год. Если он встретит девушку, и они полюбят друг друга прежде, чем опадет последний лепесток розы, чары рассеются. Если нет, то он навсегда останется чудовищем.
Шли годы, он впадал в отчаянье. И уже потерял всякую надежду. Разве
Как двигалась дальше история, догадаться несложно. Главное, как расставлены акценты в мультфильме и как именно хотим расставить их мы. Основной тезис, который лег в основу обсуждения: человеку нужен человек. Нужен для того, что быть человеком, чтобы изменяться, чтобы, наконец, любить и быть любимым. Один ты можешь добиться многого, но так и не стать человеком. Слишком абстрактные утверждения, и именно потому жанр мультика, а тем более мюзикла подходит более чем. Если в фильмах, сделанных по классическим канонам, необходимо сначала пробраться через сюжет к замыслу, а от замысла к ценностям и смыслам, то в случае Красавицы и Чудовища мы имеем дело с замыслом воплощенным и слившимся с сюжетом.
Это дает два преимущества.
Однако сама сказка становится возможной из мощнейшего посыла, что человек может изменяться. Есть определенный предел, до которого он может дойти сам, читая книги или думая сам с собой, но дойдя до этого предела, он не сможет сдвинуться, как с мертвой точки. Пока не встретит другого человека. Но иного, не такого, как сам. Увидеть человека в другом, признать его человеком – это ломка себя, превращение, насилие над собой, но это единственный путь стать самому человеком.
Если ты – чудовище, то только близкие тебе люди будут знать об этом, потому что сами стали жертвой проклятия. И для того, кто не способен разглядеть человека в другом, они так и будут танцующие сервизы и поющие чайники. Вот и в мультфильме, предметы стали людьми не потому, что разрушилось проклятие, а потому, что их наконец признали людьми.
Попытаться понять и признать такую вещь, как, казалось бы, детский, мультфильм – это тоже часть превращения. Открыть глаза пошире и не только открыться сконструированному другим миру, но и обрести способность поделиться миром своим. И, как бы ни называлась та гибкая часть сознания, которая отвечает за вышесказанное, романтизм или пусть даже наивность, я твердо уверен в том, что она должна присутствовать непременно. Иначе путь к совершению себя закрыт. Ну а как поговаривал старина Ницше, Человек – это то, что должно превзойти. Что ж, делать это вместе