Стивен Кинг, чьи работы с переменным успехом экранизируют очень часто, редко сам выступает в роли автора сценария – на сегодняшний день я насчитал в IMDB всего 15 фильмов из 108, к сценариям которых «маэстро ужаса» приложил свою руку. Не всегда это гарантия качественного кино (в случае «Максимального ускорения» в 1986 году Кинг был не только сценаристом, но и режиссером – результат был не ахти), но зато это 100% гарантия уважительного отношения к фабуле, персонажам и неповторимой «кинговской вселенной», в которой переплетены почти все его книги и герои. Фанату жанра всегда любопытно находить в фильмах Кинга «цитаты» и намеки на другие его книги и экранизации.
В качестве примера приведу фильм Льюиса Тига «Кошачий глаз» (1985), состоящий из трех новелл, объединенных пушистым персонажем – бродячим котом. Две новеллы основаны на рассказах Кинга «Корпорация «Бросайте курить»» и «Карниз», а третья – «Генерал» написана Кингом непосредственно для фильма.
В самом начале фильма, еще на титрах, за котом гонится страшный сенбернар. Конечно, любители жанра узнали в этом четвероногом монстре героя ужастика «Куджо» (1983), снятого, кстати, тем же Льюисом Тигом.
В погоне и кот, и собака едва не попадают под колеса красного плимута.
Если
В первой новелле герой Джеймса Вудса, расстроенный нетривиальными методами борьбы с курением, смотрит телевизор. Показывают «Мертвую зону» Девида Кроненберга (опять 1983 год). Герой раздраженно замечает: «И кто снял такой бред!» :-)
Во второй новелле бродячий кот перебегает оживленную автостраду, едва не погибнув. Если вам не кажется, что это отсылка к «Кладбищу домашних животных», то в третьей новелле намек на это совсем уж прямой – героиня читает эту книгу в кровати. Экранизация этой книги (тоже под руководством Кинга) появится в 1989 году и станет одним из самых захватывающих и леденящим душу фильмов по его книгам.
Здесь стоит заметить, что книги Кинга часто читают герои триллеров и фильмов ужасов. Например, в начале фильма «Донни Дарко» мать героя читает на лужайке кинговский роман (кажется, «Оно»). Читает Кинга и подросток в «Пункте назначения 2» перед фатальным визитом к стоматологу.
Вернемся к «Кошачьему глазу». Главная героиня заключительной новеллы – очаровательная 9−летняя девчушка Дрю Берримор, ставшая знаменитой после «Инопланетянина» (1982) и последовавшей за ним экранизации Кинга «Воспламеняющая взглядом» (1984, реж. Марк Лестер). При работе над сценарием «Кошачьего глаза», Кинг видел в главной роли именно Дрю.
Жаль, что в наши дни Кинга привлекают в кино в роли сценариста чаще для сериалов («Королевский госпиталь», «Особняк «Красная роза»»), чем для полнометражных фильмов. Уж он точно не будет переиначивать свои концовки, как сделал Френк Дарабонт в «Мгле» или Льюис Тиг в том же «Куджо».
Желаю всем приятного просмотра и пересмотра «Кошачьего глаза»!