Исторические события издавна привлекают внимание кинематографистов. С одной стороны сам исторический сюжет может послужить отличной рекламой. С другой, тема кажется спасительной для замученных отсутствием новых идей сценаристов и привлекает своей простотой – зачем вымышлять
Нетрудно заметить, что наибольшего успеха голливудцы добивались, когда сколь угодно масштабные исторические события становились фоном для простой и понятной зрителям человеческой истории. Подход этот не нов. Его изобретателем вполне можно считать Александра Дюма – старшего, называвшего историю гвоздём, на который он вешает свой роман. Возьмём, к примеру, «Трёх мушкетеров». Ну и что, что реальные Атос, Портос и Арамис были ничем не примечательными людьми, а д’Артаньян хотя и дослужился до маршала, но в пантеон французских героев не попал. Ну и пусть Ришелье в реальности был великим политиком, а королева и Бэкингем ничтожествами. Если
Грамотно применённый, этот подход отлично работает и в кино. Вспомним «Титаник». Из этого фильма совершенно невозможно понять, почему эта трагедия так потрясла мир. Знающие люди расскажут, что «Титаник» стал символом самонадеянного человечества, несущегося на всех парах в пугающую неизвестность. В фильме же, эпическая катастрофа стала лишь фоном для любовной истории двух обыкновенных людей, но зато как снятой!
Но когда голливудцев одолевает искушение – да зачем придумывать
То ли дело «Гладиатор» Ридли Скотта! Конечно, изучать историю по нему не стоит. Обращение с историческими реалиями там более чем вольное. Но кого интересует, как на самом деле умер Марк Аврелий, так ли уж важно, что Комммода банально, без пафоса и зрителей удавили под трибунами? Кто станет возмущаться, что Максимуса вообще не существовало, а список всевозможных ляпов огромен? Нам показана интересная, эффектная, грамотно выстроенная история о герое, которому мы можем сопереживать, и это и есть самое главное в кино.
Вот только одного я не понимаю – ну ладно, историки ругают пеплумы из законного раздражения дилетантизмом. Но почему же кинокритики сплошь и рядом вступают на эту скользкую дорожку? Это же не научные труды, в конце концов, а художественные произведения и судить их надо по законам искусства, а не науки. Или им просто хотелось узнать, что же было написано в учебниках, которые они по своей лени так и не прочитали?