Из лекций, прочитанных в разное время на радио, на Высших режиссерских курсах, на занятиях в Токио, Юрий Борисович Норштейн составил книгу «Снег на траве». Фрагменты ее публиковались в сетевом журнале Видеотон.
Меньше всего для меня мультипликация кинематограф. С ним ее объединяет лишь способ нанесения изображения на пленку и прокручивания пленки через проектор способы чисто химические и чисто оптические. В остальном совершенно непонятное искусство и сравнимо оно для меня прежде всего, конечно, с литературой, а потом с театром, хотя, казалось бы, природа мультипликации чисто изобразительная. Почему с театром? По соотношению условности и сверхнатуральности, например. Мы же знаем, что в театре достаточно темноты сценической коробки, только черного провала сцены, и вдругкакой-то натурный звук гудок паровоза или парохода, и темень сцены становится для нас содержательной и живой. В том же самом и сила мультипликации: сквозь условность угадываемая реальность и внезапная радость узнавания. В игровом кинематографе это невозможно, но в нем и другие задачи. А в театре правдивый жест на фоне условности, и внезапно разверзающаяся реальность, как лава, на тебя обрушивается. Там наше сознание подготовлено к переживанию. Вообще этот момент подготовленности сознания к сопереживанию, вовлечению нас в это пространство с очевидностью доказывает, в каком невероятном, ошеломляющем искусстве мы работаем.
Документальный фильм о Норштейне, часть 1
Документальный фильм о Норштейне, часть 2