Крупная рыба, 2003 год, режиссер Тим Бертон
Фильм, увлекающий в сказку. Полный метафор и неземных красот, снятый так, что лица светятся, поляна нарциссов солнцами рождает улыбку, и жутковато, и смешно фантазер Бертон в своем стиле! Однако, если ранее его героями были фрики и аутсайдеры, то в этом случае Эдвард Блум персонаж, на которого хочется быть похожим. Душа компании, отзывчивый, находчивый, не безразличный, пропускающий сквозь свое сердце чужие судьбы, умеющий замечать мелочи, на которых взгляд обычного человека и не задержится.
Обсуждение снова было бурным, правда, в большей степени ни о чем. Понятно, что прежде всего фильм об отношениях «отцов» и «детей», этот смысл на поверхности: мы жалуемся, что родители нас не понимают, но понимаем ли мы родителей? И стремимся ли? Снова спотыкнулись на понятии «любовь», которое нас снова вернуло к третьему фильму (Вечное сияние
). Поговорили о цинизме. Пришли к выводу, что сын в финале принял отца, продолжил его историю, хотя не все согласились с такой точкой зрения.
Очень помогла Алена, она предложила посмотреть на жизнь Эдварда под другим углом, и на картину Бертона тоже. Представьте, лента «Крупная рыба» без единого фантастического поворота и толики сказочной находки. Итак, Эдвард Блум родился, вырос, был первым парнем в своем Кукуево Эштоне, потом женился, у него родился сын, работал коммивояжером, умер. Тоска. Или экзистенциальная драма.
В конце фильма доктор Беннетт говорит Уиллу об истории с кольцом и рыбой:
На самом деле ты родился, когда Эдварда не было в городе, он был в длительной командировке. Шел дождь, роды были не сложные. Вот и вся история. А твой отец раскрасил этот день, и если бы на твоем месте мне пришлось выбирать между правдивой историей и той, что придумал твой отец, я бы выбрал второй вариант.
Действительно, если стряхнуть всю сказочную суть, сухой остаток банален, как страничка паспорта с пропиской. И Эдвард Блум редкий человек, ибо он выполняет Миссию!
В чем она заключается? Он не мог усидеть на месте, его влекли приключения, другие страны, просторы, сердце было открыто для новых людей, новых чувств, новых ощущений, но Эдвард не эгоист. Он раскрашивал обыденный мир, вовлекая всех, кто встретился ему на пути, в летопись своей жизни. Сын обижался на него, но откуда ему было знать, что и сам Уилл наверняка был героем необычных историй Эдварда Блума! В финале, когда сын понимает отца, принимает его жизнь, то там, у берега реки, где героя встречают все те, кто был с ним рядом в его жизни, я понимал, что хочу такой же финал. Нет, я верю, что он будет таким.
По мне, фильм должен войти в «двадцатку».
Первое: он о добре и добро собой несет.
Второе: он о родителях и детях, и в их отношениях через смысл фильма можно понять многое.
Третье: он о преодолении жизненных препятствий и о попытках человека изменить обстоятельства жизни, то есть, о стремлении жить своей жизнью, жить нараспашку, несмотря на пинки и тычки.
Четвертое: он о бессмертии того, кто верен своей миссии, и даже о бессмертии тех, кто рядом, хотя они просто попали в его «сказку».
Пятое: он о вере. По вере воздается, и для меня больше нет вопросов о мире за пологом смерти. Не благодаря этому фильму. Но для
Решение еще не принято. В «двадцатке» всего лишь три фильма: «Путь в тысячу миль», «Святые из Бундока» и «Волшебная лампа Аладдина»*. Правило Киноклуба простое: решение о принятии фильма должно быть единогласным. Надеюсь, что фильм Бертона в «двадцатку» войдет. В этот четверг, 31 января, смотрим ленту Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Начало в 20.00. Ждем вас!
________________________________________
* сказка в «двадцатке» должна быть. Пока что это «Волшебная лампа
». Однако, если Вы считаете, что есть более глубокомысленная и впечатляющая сказка, предлагайте ее для просмотра и обсуждения. Правда, будьте готовы свой выбор защищать.