Только что понял смысл цифры – в смысле, порядкового номера ММКФ. Никита Сергеевич боялся трех римских иксов, у которых – киношное сильно запретное значение. А в результате поставил памятник победе испанцев над нашими, увековечил обидный для нации счет. И даже, страшно подумать, его предсказал. В общем, предсказатель победил в нем патриота. А когда член жюри Себастьян Аларкон, по-русски отлично разумеющий, потому что во ВГИКе учился и позже здесь кино снимал, сказал со сцены, что хочет поговорить по-испански – это был подзатыльник нашей нацгордости, кто не понял. Ну, и, наконец, про дождь перед торжественным приемом, когда всех в лучших традициях русского гостеприимства (не путать со свинством) заставили мокнуть в Нескучном перед воротами, которые сторожили охранники в точно таких же черных дождевиках, какие все носили в Сочи на презентации «Обитаемого острова». Это был опять же ритуальный дождь...
Да многие не только формулировок не читают, но и конкурсные фильмы не смотрят. Я вот из обеих конкурсных программ посмотрел только пять, кажется работ. В последний день фестиваля видел тайваньский «Что я сделал не так? » из конкурса «Перспективы». В нем китайцы ходили к психоаналитику. В прошлом году на ММКФ, показали два фильма, где китайцев лечили в психушке, но чтобы к психоаналитику, это на моем опыте впервые. А социалистический авангардизм, на который я ходил как дети в школу, закрылся «Восточным коридором» Валентина Виноградова. Невероятный фильм про белорусских партизан, вдохновленный немецким экспрессионизмом, с цитатами из Бергмана, с вложенными флэшбэками, как в нуарах, и с христианскими метафорами. Все-таки это была самая увлекательная программа фестиваля. Не знаю, где теперь брать интересные старые советские фильмы. Наверное, до выхода следующей колонки Дениса Горелова вернусь к Джону Форду и Багсу Банни...
Формулировки наших всех призов – это отдельное дивное чтение. Я б на месте каждого фестиваля выделил из бюджета небольшую сумму и посадил бы на зарплату – всего-то на один предфинальный день – вменяемого формулировщика. Впрочем, кто их, эти формулировки, кроме нас с вами, Маша, читает? Двое-трое. А насчет Кати – что ж такого? Вот если б там было написано «за создание удивительных женских характеров и цельных образов сестер-блондинок», то да, я бы тоже не во всем согласился. А реальность там – убедительная. Верю я в такую реальность. Почти как Станиславский, который вчера вечером при всех отдался Изабель Юппер...
Хотя ММКФ и посетили 100 тыс. человек (должно быть, считали по головам и тех, кто слонялся из зала в зал), в топах новостей - Гус Хиддик и его специальный приз за лучшую режиссуру. Вообще, это каннские арт-попсовики придумали пристегивать беспроигрышный спорт к кинематографическому событию, для большего резонанса. На моей памяти не было на просмотрах убивалова больше, чем на каннском показе «Зидана». При том, что фильм - стопроцентный видеорат и к кино, собственно, мало отношения имеет. А тут еще Univeral собирается устроить кросс-промоушн «Мумии» и трансляции Олимпийских игр на канале NBC - на том основании, что действие и тут, и там происходит в Китае. Синергия, как и было сказано...
«ВАЛЛ•И» собрал в США по предварительным оценкам $62. 5 млн. Это больше чем ему нагадали аналитики, но меньше чем первые сборы «Суперсемейки» ($70. 4 млн), «Корпорации монстров» ($62. 57 млн), «В поисках Немо» ($70. 2 млн) и немногим больше «Кунг-фу Панды» ($60. 2 млн). Тем временем на IMDB маленького робота воздвигли на 9-е место топа лучших фильмов всех времен, прямо над «Касабланкой» и под «Крестными отцами», «Криминальным чтивом», «Побегом из Шоушенка» и т. д. Ближайший к «ВАЛЛ•И» анимационный фильм в этом топе, кажется, «Унесенные призраками» Миядзаки занимает 60-е место. Нам это все говорит о том, что недостаточно быть лучшим анимационным фильмом всех времен, чтобы собрать лучшую кассу, а нужны скорее пушистые животные, симпатичные рыбки, знакомые темы или звезды-озвучатели...
Среди призеров только что завершившегося фестиваля в Эдинбурге не может не привлечь профессионального внимания режиссер Марианна Палка, автор картины Good Dick. Фильм про любовь клерка из видеопроката и девушки, всерьез увлеченной просмотром тяжелого порно, зимой уже был показан на «Сандансе», а теперь вот удостоился награды на родине автора. Приз за лучшую мужскую роль получил наш потерявшийся кумир Роберт Карлайл. Он в таком флуде играл в последнее время, а тут вот исполнил роль дислексика, и наверняка хорошо исполнил. Его под конец даже патроном Эдинбургского фестиваля назначили. А победил у них, понятное дело, Шон Медоуз, которого у нас только на неделе Британского кино иногда показывают...
Венеция пока в тумане, но Колин Ферт, который сейчас раздает джанкеты по фильму «Мамма мия! » проболтался, что с большой долей вероятности окажется на Лидо всвязи с фильмом Майкла Уинтерботтома «Генуя». Уинтерботтом был рыцарем в цирке и святым в кино, у него всегда запасная колода жанров в рукаве, и это его двенадцатая режиссерская работа за десять лет. Ферт играет вдовца, который везет двоих дочерей в Италию за новой жизнью. Но «Генуя» не просто драма, как предыдущее «Храброе сердце», а современная сказка с привидениями - младшую девочку преследует призрак покойной матери. Кстати, в Генуе же происходит действие фильма Сильвио Сольдини «Дни и облака», за который Маргерита Буй получила на днях актерского Серебряного Герория ММКФ. Она у себя дома большая звезда, поэтому про наш маленький фестивальчик сегодня пишут итальянские СМИ, что невероятно международно...
Сегодня в лучшей программе фестиваля "Социалистический авангардизм" давали "Ленина в Польше" Сергея Юткевича. Картина 1966 года, но похожа на немой фильм – монтаж, как в 20-е, никаких разговоров в кадре (только закадровый текст Ильича и в одном эпизоде две реплики от стада баранов). Сейчас такое смотрится, как комедия, но совсем не из-за формы (она прекрасна), а из-за содержания. Узнаваемые интонации и лысый профиль вождя вынимают из подсознания "Ленина и печника", анекдоты про съедобную чернильницу и прочее. Поэтому, когда Ленин за кадром размышлял о любви, в зале кто-то смеялся, а когда Ильич картавил что-то вроде: "За кове’гканье Ма’гса с’газу бью по зубам! " или "С этого дня я решил быть не социалдемок’гатом, а коммунистом! " случалась истерика. Когда после фильма включили свет, кроме случайных зрителей и Дениса Горелова, я увидел девочку с Че Геварой на майке...
Главный пока корейский хит этого года «Преследователь» получил в воскресенье пять «Больших колоколов» (Grand Bell Awards учрежденный корейским министерством культуры локальный вариант «Оскара») в том числе в номинациях «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая работа оператора», «лучший актер». Смотрел его буквально вчера. Это такой очередной вариант повторяющейся корейской истории «не совсем хороший человек противостоит очень плохому». В этом жанре сделаны «Олдбой», «Враг общества», «Воспоминания об убийстве» – все в прошлом хиты корейского проката. «Преследователь», правда, отличается, его главный положительный герой не мирный врун-забулдыга или плохой полицейский, а сутенер – хуже некуда. Он и маньяка начинает искать только после третьей пропавшей работницы и думает, что тот им помог сбежать или продал их конкурентам. А когда злодея ловят, и он во всем признается (на 20-й минуте фильма), сутенер ему не верит, требует вернуть деньги за угнанных шлюх...
Еще удалось посмотреть два китайских фильма, и оба про Шанхай. В первом, «Война на другом берегу» (из основного конкурса), маленький мальчик переживал вторжение в город японцев в 1937. Картина неровная, малолетний герой слишком беспрепятственно и часто лазит в окруженный японскими войсками склад, а исполнитель этой роли иногда переигрывает. Так же в фильме много лишнего закадрового текста и ненавязчивой пропаганды: японцы - сволочи стреляющие в спину, англичане – равнодушные империалисты. Но ленту вытаскивают детали. Например, эпизоды, где половину Шанхая, на северном берегу реки Сучжоу уже разбомбили, а в Концессиях богатые китайцы и британские солдаты пьют чай и глазеют на войну как на шоу (таких нюансов в голливудской «Белой Графине» не было). Окончательно спасает фильм кадр, где папа мальчика в белом костюме берет пулемет и идет стрелять «япошек»...