Церемония вручения «Оскара» — не только главное ежегодное кинособытие, но и политическая трибуна, с которой Майкл Мур, Джордж Клуни, Шон Пенн и другие звезды уже протестовали против глобального потепления, осуждали войну в Ираке и под всеобщее одобрение обрушивались с критикой на Буша. Выбор киноакадемиков всегда отражает общественно-политические процессы в США и за их пределами
Сегодняшняя голливудская элита и Демократическая партия США — близнецы-братья. В любви к Обаме не раз признавались Скарлетт Йоханссон и Гвинет Пэлтроу, майки с его изображением носят Брэд Питт и Анджелина Джоли.
Победа Обамы вызвала в Америке всплеск оптимизма, что незамедлительно отразилось на предпочтениях оскаровского жюри. О том, что взят курс на позитив, говорит хотя бы тот факт, что в список номинантов не попала едкая сатира братьев Коэнов «После прочтения сжечь», в которой Вашингтон показан как настоящая палата № 6. И это притом что скептики Коэны, точно знающие, что в мире все идет не так, как надо, стали триумфаторами прошлогоднего «Оскара» с депрессивной драмой «Старикам здесь не место».
Кроме того, академики фактически объявили бойкот выдающейся картине «Дорога перемен» Сэма Мендеса, автора оскароносной «Красоты по-американски». Их можно понять: на примере взаимоотношений молодых и вроде благополучных супругов (Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо) Мендес показал, как в один прекрасный момент по необъяснимой причине рушится вера в базовые устои американского, да и вообще любого общества — брак, семью, карьеру, успех, экономическое процветание. Американская мечта у Мендеса — это тихий и очень комфортный ад, вырваться из которого можно только ценой собственной жизни. Еще год назад, когда голливудские звезды протестовали против политики Буша, утверждая, что он деморализует нацию, все это прошло бы «на ура». Но сейчас, в разгар обамомании, этим кризисным настроениям точно не будет места.
Лучший полнометражный фильм
Получит, скорее всего: «Фрост против Никсона», режиссер Рон Ховард
Наиболее злободневная лента из всей оскаровской обоймы. В ее основе — знаменитое телеинтервью ушедшего в отставку Ричарда Никсона журналисту Дэвиду Фросту. Перед огромной аудиторией Никсон покаялся и извинился за Вьетнам и Уотергейт. Во-первых, в этом фильме с облегчением прощаются с Бушем, которого то и дело сравнивали с Никсоном. Во-вторых, приветствуют Обаму, ратующего за честную и ответственную политику. В-третьих, славят свободу слова и независимую журналистику. В общем, гимн демократии.
Наш выбор: «Загадочная история Бенджамина Баттона», режиссер Дэвид Финчер
Представьте, что время вдруг повернулось вспять и с каждым годом вы будете молодеть, пока вновь не станете юношей, а потом и ребенком. Что будет, если вы полюбите обычную женщину, которая рано или поздно состарится? Изящная притча о любви, вступившей в схватку со временем. Никакой политики, зато есть эпический размах и исторический антураж, а также Брэд Питт, Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон, от которых невозможно оторвать глаз.
Лучшая мужская роль
Получит, скорее всего: Шон Пенн, фильм «Милк»
Харви Милк — первый публичный политик-гей в США, добившийся признания прав сексуальных меньшинств и застреленный прямо в здании муниципалитета. Что и говорить, Байопик Гаса ван Сента идеально отвечает демократическим настроениям оскаровского комитета. Но дело тут в другом: Шон Пенн в роли Милка — это абсолютное актерское перевоплощение, почти физиологическое. Как правило, именно за такие невероятные кульбиты и дают «Оскара».
Наш выбор: Микки Рурк, фильм «Рестлер»
Для Микки Рурка, пережившего профессиональный и личный кризис после долгих лет славы, роль в «Рестлере» стала почти автобиографической. Его герой — бывший король рестлинга (ныне одинокий и никому не нужный), который возвращается на ринг после долгого простоя. Рурк сделал все, чтобы его персонаж не вызывал жалости. Он не побоялся сыграть самого себя — растолстевшего, растрепанного и очень печального человека, в котором невозможно узнать секс-символ 1980х. Настоящий подвиг, которым Рурк убедительно доказал, что бывших звезд не бывает.
Лучшая женская роль
Получит, скорее всего: Кейт Уинслет, фильм «Чтец»
Проигнорировав изумительную работу Уинслет в «Дороге перемен», академики отметили ее роль в исторической драме «Чтец», где она сыграла девушку, мучающуюся угрызениями совести из-за своего нацистского прошлого. Уинслет вообще тщательно подходит к выбору ролей и режиссеров, не снимаясь в проходных фильмах. В результате ее уже шестой (!) раз номинируют на «Оскара». Она давно заслуживает этой награды, благо является не просто суперзвездой, но одной из самых сильных актрис в сегодняшнем Голливуде.
Наш выбор: Энн Хэтэуэй, фильм «Рейчел выходит замуж»
Семейная драма Джонатана Демме — один из лучших фильмов года, наградить который следовало бы за выдающийся актерский ансамбль, если б такая номинация была. Ансамбль возглавляет Энн Хэтэуэй, известная гламурной ролью в фильме «Дьявол носит Prada». У Демме она создала противоположный образ: ее героиня — наркоманка, отпущенная из реабилитационного центра на свадьбу сестры и едва ее не сорвавшая. Хэтэуэй превращает себя в комок нервов, не боясь быть некрасивой и даже аляповатой.
Лучшая режиссура
Получит, скорее всего: Дэнни Бойл, фильм «Миллионер из трущоб»
Из всех оскаровских номинантов фильм Дэнни Бойла — самый оптимистичный. Нищий из Мумбаи выигрывает 20 млн рупий в телевикторине, но полиция решает, что парень схитрил, хотя ответы на все вопросы он нашел в собственной жизни, полной гонений, лишений и борьбы за выживание. В этой антикризисной сказке Дэнни Бойл запросто скрестил Голливуд, Болливуд и шоу «Кто хочет стать миллионером?». Американская мечта в интерьерах третьего мира, индийские танцы и песни, превращенные в современный клип, — такого праздника мы еще не видели.
Наш выбор: Дэвид Финчер, фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Финчер — один из немногих, кому голливудские продюсеры позволяют снимать длинные и сложные картины. «Загадочная история Бенджамина Баттона» идет три часа: для кого-то они пролетают за минуту, а кому-то кажутся вечностью. И то и другое говорит о том, что Финчер умеет работать со временем. А это и есть признак режиссуры высочайшего класса.
Лучший зарубежный фильм
Получит, скорее всего: «Вальс с Баширом», режиссер Ари Фольман
Израильтянин Ари Фольман, участник ливанской войны, сделал анимационный фильм, основанный на реальных фактах. Израильские войска, расквартированные в Ливане, не остановили тогда убийства мирных жителей — беженцев из Палестины. Пацифистский «Вальс с Баширом» — своего рода покаяние, особенно актуальное в свете последних событий в секторе Газа. Чтобы не спекулировать на изображении насилия, Фольман решил его нарисовать, а не снять. Но получилось не менее страшно.
Наш выбор: «Класс», режиссер Лоран Канте
Лоран Канте всего лишь поведал о буднях многонациональной французской школы, но у него получился образ современного мира, где нет никаких иерархий — социальных, национальных, религиозных. Как жить в условиях нового равенства, пока непонятно. Ясно, что нужно заново учиться слышать и понимать друг друга. Сразу не получится, но главное — не срываться в классовую и расовую ненависть. Самый гуманный и одновременно самый острый фильм года.
Лучшая полнометражная анимация
Получит, скорее всего: «Валл-И», режиссер Эндрю Стэнтон
В пиксаровском «Валл-И» есть все: критика транснациональных корпораций, превращающих Землю в мусорную свалку, упрек в адрес землян, переезжающих с одного места на другое, чтобы рано или поздно загадить все вокруг, надежда на роботов, которые по сравнению с людьми выглядят образцами отзывчивости и гуманности. Не просто мультик, а настоящее актуальное искусство, упакованное в форму блокбастера.
Наш выбор: «Вольт», режиссеры Крис Уильямс, Байрон Ховард
Прелесть этого мультфильма о приключениях щенка, снимающегося в телесериале и вдруг попадающего в реальный мир, в том, что он возрождает дух классических диснеевских картин, с которых и началась история массовой анимации. У Диснея был целый выводок собак — и знаменитый Плуто, и 101 далматинец. Теперь появился Вольт, с которым под непрерывный смех зрителей режиссеры незаметно и ненавязчиво решают серьезные вопросы о границах реальности, искренности и человечности.
Евгений Гусятинский, «Русский Репортер»